«Если ты такой умный,
почему ты такой бедный?» или русское отношение к богатству
Всеобщая эквивалентность денег - это иллюзия: на
«кровавые деньги» покупают совсем не то, что на честно заработанные, а
деньги, полученные в дар от короля, - это не то же самое, что выигрыш в
лотерею. Вот почему богатство бывает разным и стать богатым можно тоже
по-разному.
Т. Вайсман. «Деньги как мотив»
В сознании русского народа в течение многих веков (а может
быть, и до сих пор?) богатство не связывалось с упорным
трудом и накоплением. Такое становление русской культуры произошло в
силу древнего представления о неисчерпаемости ресурсов - национальном
богатстве России (кончились деньги - не беда, пойду в лес, еще
настреляю). Русские долго не могли признать деньги как абстрактное
понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. Ведь
богатство для русской нации с давних времен ассоциировалось с
национальным богатством страны. Вспомните, ведь в Киевской Руси богатый
человек – это когда у него много меха и драгоценностей, земель и
крепостных.
Со временем (сначала при Петре, затем при Екатерине)
государству все-таки удалось внедрить в оборот условные деньги, ничем не
обеспеченные кредитные билеты. Но отношение к государственным
ассигнациям в народе оставалось настороженным и даже пренебрежительным
(видимо, с тех времен и принято вздыхать, что, мол, деньги - бумага).
Люди продолжали ценить русское богатство, сокрытое в недрах страны и
мало использовали деньги.
Когда купец поджигал кредитный билет, чтобы найти
закатившуюся куда-то мелкую монету, в этом жесте проявлялась не только
широта русской души, но и тоска по тем «настоящим» деньгам, когда они
были в виде золота – богатства народов.
Богатство и деньги в те времена были понятиями
совершенно не связанными.
У самого богатого человека - купца, поджигающего купюру, отношение к
деньгам отнюдь не профанное (по Валлендорфу), а очень даже сакральное.
Понятно, что с экономической точки зрения он поступает иррационально и,
поступая таким образом, уже не может считаться самым богатым. Но в
данном случае купцом руководили не экономические соображения, а, скорее,
смутные ощущения, что деньги - это не только и не столько купюра (или
монета), а реальная сила, способная дать власть, но и погубить человека.
Кроме презрения к кредитным билетам как таковым купец демонстрировал
некую степень внутренней свободы, независимость от них. Вот так вели
себя самые богатые люди тех лет. Нередко и сегодня можно встретить
богатого мужичину, сорящего деньгами.
Известны и другие чудачества русских купцов, которые
могли спустить огромные суммы просто по какой-то прихоти или забавы
ради. Множество таких «забав» описывает Михаил Пыляев в своей книге
«Замечательные чудаки и оригиналы». Эта книга об удивительных самых
богатых людях. Там есть, например, история про торговца, который,
откушав в ресторации, вышел на улицу и обнаружил страшную грязь - только
что прошедший дождь размыл дорогу. Тогда купец достал пачку ассигнаций и
приказал устлать ими путь. По этому денежному ковру он и добрался до
своих лошадей. Но тот же самый персонаж проявлял чудеса экономии, обедая
на две копейки в день и выгадывая каждый рубль. Когда касалось дела, он
ничуть не уступал в рациональности немцу или англичанину.
Богатый человек России и известный делец переодевался
в нищенский наряд и в таком виде разгуливал по Петербургу. Находил
забавным войти голодранцем в ювелирную лавку и требовать показать
бриллианты. Ему, как правило, отказывали. И тут вдруг на глазах
изумленных приказчиков он вынимал откуда-то из-под лохмотьев деньги и
скупал драгоценности, стоившие целое состояние. Вот так развлекался
самый богатый мира.
Душевное богатство отличало не каждого самого
богатого человека в мире.
К началу ХХ века подобные чудачества почти совсем перевелись.
По-европейски образованные отпрыски купеческих фамилий, будучи самым
богатым человеком мира, боролись с мамоной более рационально -
поддерживали науку и культуру: на их деньги издавались журналы,
создавались научные лаборатории, общественные библиотеки и
благотворительные фонды. Таким образом, они поддерживали богатство
русской речи и сокращали неуважительное отношение к деньгам. Но, по
сути, их деятельность также подходит под определение - сакрализация
денег.
Интересно, как один и тот же постулат - «богатство
дано Богом во временное пользование» - русских купцов подвигал на
щедрость, а протестантских негоциантов - на скупость. В этом заключается
сила богатства, с которым оно влияет на человека. И этим же
определяется смысл выражения «бедный папа – богатый папа».
По размаху благотворительности российским меценатам
не было равных. Богатство и бедность практически неразделимы. Именно
поэтому 100 богатых людей жертвуют на бедность гораздо больше, чем 100
обеспеченных. Почти все купцы и практически каждый богатый мужчина в
России жертвовали на нужды Церкви, строили богадельни и сиротские дома.
На Западе тоже, конечно, жертвовали, но умеренно, не в
таких масштабах. И здесь наиболее отчетливо проявляется особенность
протестантской этики - экономия превыше всего. Здесь самый богатый в
мире мало жертвует и даже экономит на себе. Пуританские ценности
предписывали экономить не только деньги, но и время, и эмоции, и вообще
жизненные ресурсы. Грехом считалось не накопление, а легкомысленное
расходование средств. По этой теме было написано немало книг, одной из
самых известных является книга, написанная Адамом Смитом «Богатство
народов».
Разница станет еще более очевидной, если сравнивать
русские сказки и западные. У нас герой, как правило, отдает последнее, у
них - сидя на сундуке с золотом (Пеппи Длинныйчулок) покупает бедным
детям леденцы. Вот такие различия может иметь самый богатый человек
мира, если родом он из разных культур. И здесь совершенно ни к чему
сравнивать самого богатого армянина и самого богатого человека Вавилона.
Понятно, почему в России не прижилась западная
экономическая теория меркантилизма. Богатство народов, именно духовное
богатство у наших народов совершенно разное. Если богатство России
всегда заключалось в наличии материального, то есть нас в советское
время учили, что хлеб – наше богатство, то на западе национальное
богатство и экологический фактор рассматривали совершенно иначе.
Есть существенные различия между нашими культурами и с точки зрения
религии. У нас богатый Москвы, что раньше, да и в наше время не упускает
шанс сделать привороты на богатство, особенно веря в их действие.
Различные заговоры на богатство в последнее время получили в нашей
стране особую популярность. Если рассматривать заговор богатство с
научной точки зрения, то это всего лишь попытка воздействовать на
подсознание человека и наделение его особой уверенностью в то, что он
станет самым богатым человеком планеты. Пресса и телевидение современной
России то и дело пестрят объявлениями о магии, богатстве и удаче. Хотя с
другой точки зрения удача богатство – это две стороны одной медали и
они практически никогда не разделимы. Если богатый папа имеет удачу, то в
скором времени он станет и обладателем больших денег, превратившись в
самого богатого человека.
Трудно представить, чтобы в Европе, где особенно
пышно расцвел культ накопления, нашелся коммерсант, который в здравом
рассудке и без особой необходимости позволил бы себе подпалить денежную
бумажку. Эта история была в принципе невозможна нигде, кроме России. Ни в
Англии, где в свое время вывоз денег из страны был строжайше запрещен
(считалось, что чем больше денег в стране, тем она богаче). Ни в Европе,
которая придерживалась главного постулата меркантилистов - деньги
следует копить. У нас же все привыкли к неисчерпаемым резервам
общественного богатства. Именно поэтому национальные богатства
Казахстана, как и ряда других стран, были общими. В свое время многие
ученые и студенты писали научные труды, в том числе и рефераты
«Статистика национального богатства» или «Статистическое национальное
богатство», где рассказывалось о Национальных богатствах РФ, в ее
современном виде и их рассредоточении на территории страны. Реферат
«Национальное богатство» мог содержать конкретные сведения о богатстве
океанов и территорий суши на всей планете. А мог рассказывать о душевных
богатствах нации и религиозных, или культурных предпочтениях.
Но вернемся к самым богатым планеты. Идеи
меркантилизма появились в России во второй половине XVIII века, но
настоящего развития так и не получили. Западные экономические теории
вообще всегда плохо приживались в России. Возможно, виной тому
своеобразие русского предпринимателя, для которого изобилие было важнее
экономии.
Поскольку русские дельцы могли, рискуя, вложить
огромные средства в заведомо неприбыльное дело, со стороны они порой
выглядели также иррационально, как поджигатели кредитных билетов. А в
результате, вопреки всем прогнозам, дело оказывалось настолько
прибыльным, что его владелец очень быстро становился миллионером. Вот
такая она русская логика. Ее не понимают многие, в том числе и самый
богатый человек в Вавилоне. В России во все времена все было очень
изменчиво: сегодня ты богат, а завтра беден. Поэтому и разницы между
бедный папа и богатый папа практически не ощущалось. Все были патриотами
страны и русского духа до глубины костей
Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы были «наиболее
ценной - творческой, активной, пассионарной составляющей «духа
капитализма»« (по определению Вернера Зомбарта). Деньги в данном случае
служили не объектом приумножения, а средством для развития дела, которое
хотелось развернуть с еще большим размахом.
Хотелось бы назвать их предпринимательской элитой, но
слово «элита», которое сейчас оказалось прочно связано с деньгами, в
дореволюционной России имело совсем другой смысл. Элитарное сословие
формировалось как некий «рыцарский этос», в котором на первое место
ставились происхождение, древность рода, а также честь, репутация.
Поэтому деньги в России были не главным. Богатый жених не всегда был
завидной партией для тех, кто желал породниться с элитой. В те времена в
России гордились своей принадлежностью к высшему сословию, но не
размерами капитала. Что было абсолютно чуждо дворянскому сословию -
мерить достоинство человека его достатком. На эту тему существуют
определенные пословицы богатство в русском фольклоре.
Знатные фамилии, обеднев, не теряли своего статуса,
тогда как нуворишам, которые не могли похвастаться происхождением, не
часто удавалось примкнуть к элите. Тот, кто пытался роскошью завоевать
место в сословной иерархии, попадал впросак. Открытая и нарочитая
демонстрация своего богатства считалась крайне непристойной. Вот такое
духовное богатство приветствовалось в России. В то время здесь было
совершенно неважно богатый папа твой или бедный. Если ваш род
принадлежал к известному и благородному сословию, несмотря на богатство
или бедность, ты все равно имел шанс в жизни и найдя приличную партию,
мог надеяться на годы богатства.
Скупость также не входила в понятие «хорошее
воспитание». Морить гостей голодом было бы не менее дурным тоном, чем
переборщить с пирожными. Требовалась золотая середина, найти которую
удавалось лишь тем, кто с детских лет приобщался к этой умеренно-щедрой
философии. Сегодня это умение сравнивают с наукой богатства фен шуй. Эта
восточная философия очень похожа на российские каноны жизни.
Разговоры о деньгах в обществе были не приняты, тема
признавалась вульгарной, низкой, недостойной обсуждения. Тем не менее,
деньги для русского дворянина значили много. Далеко не все могли себе
позволить не думать о них.
О жизни русского помещика у нас сложилось устойчивое
представление - сибаритство, охота, безделье, чай с вареньем на веранде.
Вот только смущает гоголевский помещик Костанжогло, выбивающийся из
этого ряда: «Да я и рассказать вам не могу, какое это удовольствие. И не
потому, что растут деньги - деньги деньгами, - но потому, что все это
дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего,
и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на
все».
Может быть, Гоголь хотел показать, как несвойственно
русскому человеку «мелочное» предпринимательство. Русский делец азартен,
широк и размашист. Даже Плюшкин в своей экономии и тот - азартен.
Трудно объяснить, скажем, немцам, над чем иронизирует
Гоголь, ведь Собакевичи и Коробочки бережливы, осторожны, умеют
извлекать прибыль из любой мелочи. Почему же они ему так не
приглянулись? Это можно понять только исходя из нашего традиционно
сакрального отношения к деньгам. Гоголь из всех символов и метафор ведь
выбрал самую древнюю: деньги - это орошающее все вокруг изобилие. Разве
можно копить изобилие, откладывать его на «черный день»? С точки зрения
русской традиции - решительно невозможно.
В последнее время появилось огромное количество книг,
семинаров, учебных программ, которые призваны исправить наше
«неправильное отношение к деньгам и предпринимательству». Множество
иностранных «специалистов», как в свое время при Петре, ринулись в
Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны. Со своей точки
зрения, конечно. Им кажется, что русские до сих пор не знают, что деньги
- это ресурс, с которым ни в коем случае нельзя обходиться
расточительно, что планирование, ведение бюджета и бережливость -
неотъемлемые части процесса накопления богатства. То есть, по большому
счету нам пытаются объяснить, что такое деньги и как ими пользоваться.
Но вот что интересно. По данным Т. Дж. Стэнли, автора
книги «Ваш сосед - миллионер», русские составляют всего 1,1%
американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров.
«Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы,
управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них
передается из поколения в поколение».
Оказывается, если русского предпринимателя поместить в
благоприятные экономические условия, он быстро набирает обороты и ведет
дело успешнее многих западных коллег. Значит, понимает, что такое
деньги.
Хотелось бы рассказать об опыте самого богатого
Вавилона, у которого было два отца: бедный и богатый. И каждый из них
давал ему разные советы, над правильностью которых он раздумывал на
протяжении всей своей жизни, что в конечном итоге привело его к
богатству. Рассказ этот очень обширный, и часто размещается на многих
ресурсах с предложениями скачать богатый папа или богатый папа бедный
скачать. Мы не будем вам предлагать богатый папа скачать, а расскажем
лишь о том, как самый богатый Вавилон стал тем, кто он есть. На
страницах этого сайта вы найдете всю нужную вам информацию о том, как
стать богатым.
Понятно, что чужой опыт нам не подходит. И никакой
Форд или Джордж С. Крейсон – Вавилон богатый нам не указ. Так что же
мешает нашему населению, обладающему такими способностями, разбогатеть?
Сограждане замучили философа Эпиктета традиционным
«американским» вопросом: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» И
он решил ответить делом. Поразмыслил и арендовал на сезон все окрестные
маслобойни. В следующем году случился невероятный урожай олив, и
философ разбогател в одночасье. «Мудрому человеку стать богатым
нетрудно, но неинтересно», - сделал вывод Эпиктет. И больше
предпринимательством не занимался.
Возможно, последнее высказывание объясняет нежелание
русского народа в массе своей жить по законам рынка. Неинтересно ему
как-то.
---
Источник: Топ
Менеджер
|