Понедельник, 26.06.2017, 01:37

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » СТАТЬИ С САЙТА Н.И. КОЗЛОВА

Комплименты
Добрый день, друзья и коллеги! Вы прекрасно выглядите! На каком курорте ты так шикарно загорел? Это платье тебе очень идет! - если это говорится от души, это приятно. Это комплименты.

Умение говорить комплименты - показатель общей и психологической культуры, показатель воспитанности и душевного здоровья. Если человек умеет говорить комплименты – скорее всего, он внимателен к окружающим, умеет видеть их достоинства и чувствует, как об этом красиво сказать. Человек любит говорить комплименты - значит, у него позитивные настрой, ему нравятся люди и, скорее всего, он нравится сам себе! А с таким человеком - жить светло и приятно.

Хорошо относящиеся друг к другу люди обмениваются комплиментами, потому что это приятно. Обмен искренними комплиментами - хорошая межличностная игра, где все в выигрыше и побежденных нет. Люди говорят комплименты, чтобы наладить контакт и улучшить отношения…

Когда вам люди нравятся в принципе и вы нравитесь собеседнику, говорить комплименты – просто. Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. «У вас красивые глаза, красивые волосы, доброжелательная улыбка, мужественная фигура…» - обычно в людях несложно найти что-то привлекательное. Тут единственное правило – правило искренности: говорите от души.

Немного сложнее, когда у человека, которому вы хотите сказать комплимент, проблема с самооценкой: такие люди комплиментов хотят, но боятся им верить. В этом случае, чтобы ваш комплимент вызывал доверие легче, говорите ему самые простые, самые очевидные вещи и по возможности идите от восприятия человеком самого себя. А именно: постарайтесь посмотреть на человека его собственными глазами и догадаться, что человеку самому нравится в себе.

Может быть, как он сегодня держится? Или как она сегодня выглядит? Его юмор или ее цепочка? Как увидели – поищите слова, как это приятнее для человека сформулировать. Итого - проговорите вслух: "Клевые носочки!" (для девочки-подростка) и "Всегда восхищаюсь вашим терпением и дипломатичностью!" (коллеге после заседания Ученого совета).

Если есть возможность подробнее изучить, что ценит ваш конкретный собеседник, это всегда стоит делать. Иногда помогают общие соображения, что какие комплименты чаще предпочитают мужчины, какие - женщины.

Трудности

Если ваш комплимент не был принят, возможные причины две: либо ваш комплимент неудачен, либо перед вами человек с проблемами. Бывает и так, и так. Не стоит все брать на свой счет: успех комплимента зависит не только от качества комплимента, но и от ситуации, и личности слушателя. Что нужно учитывать? Нужно обратить внимание, в каком состоянии человек и насколько он готов к чему-то хорошему.

Не все люди относятся к комплиментам позитивно, часть людей относится к ним изначально настороженно. Многие россияне действительно убеждены: "Говорить приятные вещи - значит говорить не искренне. Потому что искренне - всегда о том, что не нравится. А совсем искренне - когда матом!" Такие люди верят комплиментам только от людей «проверенных» или если комплимент звучит как вынужденный: «Не хотел, но не похвалить уже нельзя»…

Играет роль момент статуса: кто вы для того, кому хотите сделать комплимент. Комплимент - это оценка, а не все люди позволяют себя оценивать в принципе.

«Мадам, вы прекрасны!» - это комментарий внешности мадам, где ее внешности дается отличная оценка. Но оценка - штука опасная: сегодня тобой восхищаются, а завтра промолчали, а то скривили губы, и поэтому уважающие себя люди позволяют себя оценивать не каждому, а только тем, кто это право заслужил.

Право делать комплименты - право уважаемых людей. Самый восхищенный и искренний, но неаккуратный комплимент может вызвать реакцию: "Кто вы такой, чтобы делать мне комплименты!", поэтому - аккуратнее со статусными или напряженными в эту сторону людьми, с ними проходят комплименты или скрытые, или с позиции "снизу". Для того, чтобы давать оценки, надо обладать статусом эксперта в "оцениваемой" области.

Если девушка знает, что вы тренер по фитнесу, воспитали двух чемпионок Европы и т.д., то ваша фраза "Ты говорила спасибо своим родителям за свою прекрасную фигуру?" будет воспринята, скорее всего, с пониманием. Если же к этой девушка подойдет на улице непонятный молодой человек и даже искренне выпалит: "У тебя хорошая фигура!", это понравится девушке далеко не всегда.

Нужно учесть и то, что не каждый комплимент продиктован восхищением. Комплименты нередко используются как средство влияния, чтобы с их помощью чего-то добиться, а в этом случае комплимент уже воспринимается настороженно: «Что вам от меня нужно?» Чем более тревожен человек, тем менее он склонен позитивно реагировать на комплименты, тем более он склонен подозревать автора комплиментов в неискренности, во всем видеть заискивание, «подлизывание» и манипуляции. В общении с такими людьми комплименты должны звучать осторожнее: не сразу или в обход сознательного контроля. Иногда нужно комплимент - прятать...

Любопытно: именно те люди, которые во всем готовы видеть манипуляторов и манипуляции, именно они подталкивают к тому, чтобы окружающие использовали не прямые и открытые, а скрытые и замаскированные формы общения с ними...

Обход трудностей

Комплименты нужно говорить не только искренне, но и с умом. Искренность и самое доброе расположение к человеку еще не гарантирует вам успеха, говорить комплименты – это отдельное искусство, требующее знаний, техники и внимательности. Чтобы не встретить обвинение в лести, мастера комплиментов идут постепенно, начиная с самых скрытых комплиментов и только постепенно делая их более и более явными. Чтобы это освоить, нужно немного теории.

Есть такое понятие – «скрытые комплименты». Это случай, когда вы человеку приятно сделали, а "уличить" вас в этом невозможно. Скрытые комплименты, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях. К числу скрытых комплиментов можно отнести проявление искреннего интереса к собеседнику – искренне заинтересованные вопросы по поводу его жизни, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был – а после возвращаться к его рассказам, демонстрируя, что вам это было важно и вы эти рассказы оставили у себя в душе. Люди любят рассказывать о своем хобби – расспрашивайте о том, чем человек увлекается. Самый нейтральный вариант, это частое упоминание имени собеседника: если вы запомнили имя собеседника и обращаетесь к нему по имени, это демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение.

Девушка может спросить молодого человека, какие тренировки он бы ей посоветовал - в этом случае он без всяких комплиментов с ее стороны поймет, что она ценит его профессионализм в данном вопросе. А если она еще начала и заниматься по его системе - вообще круче комплимента нет. - Чем может ответить на это молодой человек? – дарить цветы с поводом и без, смотреть на девушку и любоваться, любоваться и восхищаться – без всяких слов!..

Синтонность в общении – это и есть умение делать скрытые комплименты, когда приятно сделали, а комплимента как бы и не было. И начинать отношения нужно именно – с синтонности. Это самый лучший, самый надежный и самый безопасный комплимент, поскольку собственно комплимента вы и не говорили.

Впрочем, поскольку «скрытые комплименты» действительно явно не звучат, то и говорить о них, как о настоящих комплиментах – трудно.

Если же говорить о настоящих, действительных комплиментах, то все они классифицируются по двумя осям: "прямые - косвенные" и "открытые - с прикрытием". В прямых комплиментах идет прямое упоминание достоинств человека или того, что он делает, косвенный комплимент - случается непрямо, через что-то, опосредованным образом. Открытый комплимент себя не скрывает, более того - привлекает к себе внимание и себя подчеркивает, комплимент с прикрытием - отвлекает от себя внимание, переключает внимание на что-то другое.

«Прекрасно выглядите!» «Эта прическа вам очень идет!» «Как всегда, очень вкусно и красиво» - это все примеры открытых и прямых комплиментов.

"Не волнуйся, у нас все получится. Мне с тобой очень легко работать" - тут говорится не о человеке прямо, тут говорится о работе с ним. Но если с человеком легко работать, это говорит и о человеке тоже. Это - открытый косвенный комплимент.

"Какая у тебя классная фигура! Скажи, у тебя это от природы или ты спортом занимаешься?" - комплимент прямой, но с прикрытием отвлекающего вопроса.

А вот: «О, у вас достойная машина! Давно вы приобрели такую красавицу?» - это комплимент с прикрытием и косвенный.

Самый простой и явный – это прямой и открытый комплимент, но именно он вызывает больше всего отторжения у людей, склонных в комплиментах видеть лесть и подлизу. Самый безопасные – это косвенные комплименты с прикрытием, именно с них начинать надежнее всего.

Точнее, начинать лучше всего с дела, оказываясь человеком нужным и удобным, а любые комплименты – не более чем приправа к основному блюду.

Тем не менее, на фоне делового и житейского взаимодействия постепенно, через какое-то время можно переходить к косвенным комплиментам без прикрытия, а далее, если это не вызвало отторжения, последует переход на прямые комплименты – с прикрытием или уже и без него, когда между вам установились открытые, искренние отношения.

Комплименты с прикрытием

Самый распространенный и простой прием прикрытия, это - переключение внимания собеседника.

«Очень красивые бусы, мне нравится. Кстати, они очень подчеркивают ваши глаза. Где такую красоту купили?" - Заметьте, внимание с бус перевели на мои чувства "мне нравится", потом на ее красивые глаза, а завершили вопросом "где купили", то есть увели внимание в сторону.

Когда после комплимента или похвалы вы сразу, без паузы, задаете вопрос, это всегда уводит внимание собеседника в сторону. А когда внимание от комплимента уже уведено, ваш комплимент обсуждаться уже не будет: он услышан, но вашим вопросом прикрыт.

"У вас хорошая фигура! Это от природы или спортом занимаетесь?" Девушка уже отвечает на наш вопрос и не думает об удачности или неудачности предыдущей формулировки. Вопрос после комплимента - как вода, которой запивают полезное лекарство-таблетку.

Достаточно простой прием "Комплимент пополам". В ситуации взаимного успеха вы восклицаете: «Ай, какие мы умные! Ай, какие мы талантливые!» И чем больше вашего вклада в этом общем успехе, тем лучше: вы дарите человеку кусочек своего успеха. Хороший подарок!

Хорошо работает прием "Вплетение в ткань речи", или Естественная пресуппозиция. «Поскольку ты здесь знаешь больше всех, подскажи мне, пожалуйста!» — и далее просьба. Или: «То, что ты умная и талантливая, давно знают уже все. А то что ты еще и внимательная и заботливая, ты все время скрывала. Да?» — интересно, на что тут возражать?

Если ваш стиль - легкий юмор, это также прекрасное прикрытие ваших комплиментов: «Ах ты какой сообразительный! Прямо как я!»

Сильный, яркий, интересный прием - прикрытие комплимента критическим настроем, этот прием можно рекомендовать людям внимательным и осторожным, с развитым чувством собеседника.

– Должен заметить, что вы не лишены литературных способностей… - от человека, который привык ворчать, это прозвучит как самая высокая похвала. Или: "Очень удачно! Это ваша личная разработка или вам удалось ее где-то позаимствовать?" - может быть, сотрудник и возмутится, но высокую оценку его работе вы уже успели дать.

Если же у вас прекрасные отношения, то вы можете практиковать самое веселое, а именно прием "Синтоны от противного": «Я возмущен. Вот почему ты так все прекрасно сделала, что даже я так не смог бы?» Суть техники проста: надо стать противным и говорить всегда недовольно, как бы себя преодолевая… — и при этом в подтексте должно светиться ваше внутреннее солнышко и ваши самые теплые чувства к адресату. Если человек знает, что вы его любите, цените и уважаете, то все ваши бурчалки, наезды и обвинения будут только лишним (точнее, совсем не лишним) подтверждением этого, самым лучшим комплиментом

Косвенные комплименты

Основные приемы косвенных комплиментов следующие. Прием "Мне нужен твой совет" известен, наверное, всем: на него с удовольствием клюют и подруги, и мужчины, поскольку каждому приятно почувствовать себя человеком, к которому обращаются за мудростью. Аналогично работает вопрос "Скажи, как тебе это удается?": здесь комплимент заменяем как бы вопросом, спрашивая человека о той области, где у него что-то замечательно получается. Рассказывая, он будет чувствовать себя очень приятно. В приеме «Мне с тобой» вы говорите не о самом человеке, а о своих приятных к нему чувствах: «Мне с вами очень приятно работать», «Рядом с тобой мне очень легко», «С вами приятно общаться!»

Очень распространен прием «Через внешнее о внутреннем». Сказать «Вы умны» — рискованно по многим причинам, а вот «У вас умные и проницательные глаза» вас ни к чему не обязывает, хотя собеседнику приятно все равно. Итак, «У вас доброжелательная улыбка (нежные руки, мужественная фигура, внешность очень собранного человека, энергичная походка, добрый взгляд… — список несложно продолжить). Чаще всего говорят о взгляде: поскольку в душе каждого человека есть все, а глаза — зеркало души, то в глазах каждый раз можно разглядеть то, что уместно именно для этой ситуации.

Прием «Это не оценка, это констатация!» от прямого комплимента отличается только интонационно – тем, что вы говорите без эмоций и восхищения, лишь констатируя то, что вам очевидно. Без выраженной эмоциональной окраски, как бы совсем объективно вы отмечаете все то действительно объективно достойное, что человеку было бы приятно услышать. Так оценили его вкус, его мастерство, его вещи — все то, чем человек сам хотел бы гордиться.

«Красивое платье. Вы в нем просто очаровательны», «Чудесный загар. Ты неотразима».

"Великолепная машина. Представительная и шустрая. Да?"

"Как у вас здесь уютно! Какие цветы!"

«Ценю! Прекрасный вид из окна! Сами часто любуетесь или уже привыкли?» Скорее всего, скажет: «Любуюсь!», встанет рядом и полюбуется еще раз. Вот вы и вместе, вы рядом - перед лицом прекрасного.

Как реагировать на комплименты

Похоже, только в России в ответ на комплимент человек начинает смущенно возражать: «Да что вы…». Даже те люди, которые сами хорошо говорят комплименты другим людям, не всегда умеют принимать хорошие слова в свой адрес. А как реагировать на комплименты - правильно?

Принимая комплимент, не возражайте. Отвечая на комплимент, не умаляйте своих достоинств. Если восхитились вашим внешним видом, неуместно в ответ говорить о своем плохом самочувствии.

Уверенный в себе человек принимает комплименты тепло, естественно и с благодарностью. Если уместно, дежурное «спасибо» дополните теплыми словами, теплой улыбкой и теплыми глазами.

Никто не может гарантировать, что комплимент в вашу сторону будет уместным и вам по душе - всяко бывает. Если комплимент вам не понравился, лучше сделать вид, что вы не поняли его смысл и спокойно ответить нейтральной улыбкой. И - переключить разговор в другую, нужную сторону. Если человек имел добрые намерения, но оказался просто неловок, это поможет ему сохранить лицо.

Ссылка на статью 

Обратная связь

Если вам нужна психологическая консультация, могу рекомендовать коллег-психологов, которые консультируют как лично, так и по скайпу в Центре консультирования и коучинга при Университете практической психологии, тел. (929) 977-79-85 begin_of_the_skype_highlighting            ! ;(929) 977-79-85      end_of_the_skype_highlightingccupp@ccupp.ru, skype: ccupp.ru. Если вы считаете, что эта рассылка будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, сможет помочь ему в отношениях и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо. Я в твиттере - SyntoneNIK

Профессор Н.И. Козлов


 


© 2008-2011 «Психологос»
 
Категория: СТАТЬИ С САЙТА Н.И. КОЗЛОВА | Добавил: mariolla (18.08.2012)
Просмотров: 1295 | Теги: комплименты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: