Пятница, 29.03.2024, 15:53

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » БОГАТСТВО И СЧАСТЬЕ,МНЕНИЯ И СОВЕТЫ » МНЕНИЯ

Богатство и бедность

http://life-for-god.org/page_id1269/

Светлана Дё, Ташкент

Испокон веков Богатство и Бедность жили по разные стороны Золотой Середины и не любили друг друга. Да и за что любить, если Бедность обычно завидовала Богатству, а Богатство старалось не замечать Бедности. Зависть под маской Справедливости иногда вынуждала Бедность на войну, а иногда заставляла отбросить свои незыблемые принципы, которые еще называли библейскими заветами, и тогда бедная Бедность, одержимая легкостью пути к Богатству, перешагивала через заветы предков о святынях и честности, через Золотую Середину и сама становилась земным Богатством.

Закон Равенства противоположных Сил тотчас реализовал и обратный процесс – разорение Богатства и превращения его в Бедность. Поскольку эти процессы происходили с разными людьми и в разных местах, эту взаимосвязь редко кто замечал. Тем более что оберегал это Равенство Сил другой закон – Перехода количества в качество. Огромное количество Богатства сосредоточивалось в руках малого числа людей, охранявших и преумножавших свои сокровища. Дело это было обычное и нехитрое. Подобно тому, как подданные царя исполняли законы, умножающие богатство царя, так и Богатство любого современного общества учреждало законы, укрепляющие свою власть и, следовательно, Богатство.

Справедливости ради нужно сказать, что некоторые богатые люди стыдились огромного состояния, жертвуя его на милость и помощь Бедности, а некоторые бедные люди радовались своей бедности, называя себя праведниками. Некоторых было совсем не много...

Только в красивых сказках принц влюблялся в нищую Золушку, и то, когда добрая Волшебница принарядит ее. Только в волшебных сказочных историях царевна выбирала в женихи Иванушку-дурачка или бедного Трубадура. И между Богатством и Бедностью вспыхивала любовь. И эта любовь преображала мир влюбленных! Но только в сказках происходят сказочные превращения, а в буднях осуществляется будничное житие. Немногие бывают поистине счастливыми и влюбленными, но именно их счастье и любовь поистине велики своим Богатством!

Итак, наш разговор – о богатстве и бедности. Луки 18:24-25: «Иисус, видя, что он (богатый юноша) опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». И это – одно из серьезнейших предостережений нашего Господа.

Означает ли это, что Царство Божие открыто только обездоленному, тому, кто в материальной нужде, кто на земле лишен всего? Нет. Царство Божие открыто всякому, кто не порабощен тем, что имеет. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3) – здесь ключ: нищие духом – это те, которые поняли, что ничего не имеют, что было бы их собственностью. Мы созданы действованием Божиим, Его любовью вызваны в бытие, в жизнь; Бог дает нам общение с Собой, Он открыл нам Себя Своей волей, когда мы были голодными и отчаявшимися. Все, что мы есть, все, чем мы пользуемся, – не наше. В том смысле, что мы не создали того, что видимо наше. И мы не можем ничем завладеть, потому что все — дар, который тотчас ускользает от нас, как только мы хотим сказать «это – мое!»

С другой стороны, Царство Божие – поистине царство тех, которые поняли, что они бесконечно богаты от любви Божией; богаты, потому что ничем не обладают, но все имеют. Тому, кто считает, что он богат, трудно принадлежать Царству, где все – знак любви, и где ничем нельзя завладеть, потому что тогда оно отнимается у других. Кроме того, как только мы вцепляемся во что бы то ни было, мы становимся рабами.

Бедность не равнозначна лишенности – бедность означает свободу от порабощения иллюзии, будто мы – творцы и обладатели. Бедность – это быть соработниками Божиими. Частью Своей миссии Иисус считал «благовествование нищим» (Лук. 4:18; Ис. 61:1). Другими словами, Евангелие Христа можно назвать «Евангелием нищих» (Матф. 5:3; 11:5; Лук. 7:22; Иак. 2:5).

Нищие (греч. птохос) – это смиренные, униженные и страдающие люди, которые обращаются к Богу в великой нужде и ищут Его помощи. Они верны Богу и ждут Его, не ища богатства в земном (Пс. 21:27; 24:10; 36:11; 71:12-13; 73:19; 146:6; Ис. 11:4; 29:19; Лук. 6:20; 16:25; Иоан. 14:3).

Мессия бедных и Сам был беден. Вифлеем (Лук. 2:7), Назарет (Матф. 13:55), общественное служение (Матф. 8.20), крестная смерть (Матф. 27.35) – все это различные, принятые Иисусом, виды бедности, вплоть до полного обнищания. Он призывает всех труждающихся прийти к Нему, ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Даже при торжественном входе в Иерусалим Он остается «Царем кротким» (Матф. 21:5).

От пророков до Иисуса Библия открывает, что духовная бедность располагает сердце к принятию Божия дара, с верой и смирением. Основа и цель духовной бедности заключаются в приобщении к тайне «благодати Господа нашего Иисуса Христа: Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).

Избавление от страданий, угнетения, несправедливости и бедности определенно придет к нищим духом (Лук. 6:20-23; 18:1-8). Бог видит Свой народ в бедности и провозглашает, что он богат: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2:9).

Что же такое богатство? Богатство есть благо. Авторы Ветхого Завета восхваляют богатых благочестивых людей Израильской истории: Иова, Давида, Иосафата. Богатые люди считались в Израиле заслуживающими почета. Бог обогащал тех, кого любил: Авраама (Быт. 13:2), Исаака (Быт. 26:12), Иакова (Быт. 30:43). Колена Израильские хвалятся своим благосостоянием. Ефрем получает благословения небесные (дождь), благословения бездны (источники воды), благословения сосцов и утробы (Быт. 49:25). Иуде есть чем хвалиться: «блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока» (Быт. 49:12). Ни в чем нет недостатка в той земле, которую Господь обещает Своему народу (Втор. 8:7-10; 28:1-12).

В новозаветние времена среди иудеев преобладал взгляд на богатство как на признак особого благоволения Бога; бедность, напротив, считалась свидетельством немилости Божией. Фарисеи, например, думали именно так и презирали Иисуса за Его бедность: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лук. 16:14). Эта идея была полностью отвергнута Христом: «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Матф. 5:1). Богатство, согласно взгляду Иисуса, – это препятствие и к спасению, и к ученичеству (Матф. 19:24; 13:22). Оно дает ложное чувство стабильности и безопасности: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15); обольщает: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Матф. 13:22) и требует полного подчинения сердца: «... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21).

Богатым часто не нужен Бог. Стремление к богатству заглушает духовную жизнь: «... а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лук. 8:14). В результате человек оставляет спасительную веру: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9-10). Богатый, имеющий в этом мире свое «благо» и свое «утешение» (Лук. 16:25), не может войти в Царство Небесное.

Библия называет стремление к богатству идолослужением (1 Кор. 10:19-20; Кол. 3:5). Желание обогащаться часто влечет за собой порабощение (Матф. 6:24). Невозможно служить двум господам (Матф. 6.24), а деньги – безжалостный владыка, заглушающий Слово (Матф. 13:22), приводящий к забвению самого важного – верховного владычества Божия (Лук. 12. 15-21). «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его... когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них]…» (Втор. 8:11-14).

Стремление к богатству несет в себе зародыш полного отчуждения от Бога (1 Тим. 6:10). Погоня за материальным достатком – признак того, что человек уже не смотрит на жизнь с точки зрения вечности («о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2), не видит свою цель в Боге, но все его существо сосредоточено на себе самом и своей собственности. Трагедия жены Лота, к примеру, была в том, что она не смогла отлепиться от земного (Быт. 19:16-26; Лук. 17:28-33; Евр. 11:8-10).

По большому счету, не следует стремиться быть богатым: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19). Истинное богатство состоит в вере, выраженной в самоотречении и следовании за Иисусом. Имеющие такое богатство обрели свободу от мирского богатства через уверенность, что Бог – их Отец, и что Он не покинет их (2 Кор. 9:8; Филип. 4:19; Евр. 13:5-6).

Евангелие Царства возвещает полноту дара Божия и необходимость отдать, чтобы получить: «Всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук. 14.33). Чтобы приобрести драгоценную жемчужину, нужно продать все (Матф. 13:45).

Что богатство и вообще всякое имущество, по большому счету, не предосудительно для христианина, это видно из того, что Сам Бог предоставил человеку право господствовать над землею и обладать ею (Быт. 1:26; 9:1). Но, обладая имуществом, необходимо быть внутренне независимым от него, не пленяться им: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11). Не богатство должно обладать нами, а мы должны обладать богатством, свободно распоряжаться им и употреблять его на благие дела. Не только богатство, но и бедность может стать сильным искушением для человека, озлобить его, ввергнуть в глубину отчаяния и даже подтолкнуть на преступный путь. Иными словами, ни богатство, ни бедность сами по себе не являются ни грехом, ни добродетелью. Все зависит от устремлений человека, от того, чем наполнен его внутренний мир. «Не посылай мне ни бедности, ни богатства...чтобы я не стал слишком полон и не отверг Тебя, говоря "Кто это Бог?", и чтобы не стал нищим и не украл...» (Пр. 30:8-9). Если богатые и имущие должны иметь внутреннюю независимость от богатства, то бедные не должны быть зависимы от бедности: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим. 6:7-8). В то же время бедные должны сознавать, что и при материальной бедности они могут быть духовно богатыми. Апостол Павел говорит: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:10). Апостол Иаков говорит: «Да хвалится богатый унижением своим, а брат униженный – высотой своей» (1:9-10).

Евангелисты не без умысла останавливаются на том, что после умножения хлебов корзины оказались наполненными остатками (Матф. 14:20; 15:37; 16:9): именно так дает Бог – с избытком. Идея насыщения – идея глубоко христианская: кто приходит ко Христу, тот не будет ни алкать (Иоан 6:35), ни жаждать (Иоан. 4:14). Бог полностью удовлетворяет того, кого Он избрал. Духовная бедность устраняет всякий комплекс неполноценности. Даже и в бедности христианин богаче мирянина. Счастлив бедный и гонимый за имя Христово (Матф. 5:10-12).

Бог обогащает безмерно. Богатства, которые Он дает в Своем Сыне, – это сокровища «слова и познания» (1 Кор. 1:5), сокровища Его «благодати и благости» (Еф. 2:7). Богатства эти – совсем иного порядка, чем богатства мира сего, из которых ни одно не может утолить духовного голода (Иоан. 6:35) и духовной жажды (Иоан. 4:14).

Если мы научимся тому, о чем говорит апостол Павел: беден он или богат – он все равно богат, потому что его богатство заключается в любви Божией, тогда мы сможем, обладаем ли мы земными благами или нет, быть от них свободными и принадлежать Божию Царству.

(При подготовке статьи был использован материал из Библии, из книги А. Ефремова «Богатство и бедность», из книги М. Оленицкого «Нравственное богословие»)


21 сентября 2008 г.
Категория: МНЕНИЯ | Добавил: mariolla (02.04.2010)
Просмотров: 4870 | Комментарии: 1 | Теги: БОГАТСТВО БЕДНОСТЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Николай Переяслов  
0
Дорогие друзья!
Все, кто стремится к счастью и успеху!
Только что в электронном издательстве «Сканбук» вышла моя книга поэтических методик по привлечению финансового и жизненного успеха «ТАБЛЕТКИ СЧАСТЬЯ». Те, кто уже успел с нею ознакомиться, говорят, что она читается на одном дыхании и реально помогает им добиваться желаемых результатов – хотя бы уже одним тем, что создаёт мощный позитивный настрой и усиливает творческую энергию. А ведь она несёт в себе ещё и немало конкретных правил, формул привлечения успеха!
С книгой можно ознакомиться через сайт издательства «СКАНБУК»:
http://skanbook.ru/index.php?route=product/product&path=60&product_id=70
ОТ ВСЕЙ ДУШИ ЖЕЛАЮ ВСЕМ СЧАСТЬЯ И УСПЕХА!
Ваш –

Н.В. Переяслов.

Имя *:
Email *:
Код *: