Четверг, 28.03.2024, 23:53

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА » СТАТЬИ С САЙТА Н.И. КОЗЛОВА

Модели воспитания

Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где активная воспитывающая роль принадлежит старшим. Модели воспитания иногда осознаны, иногда не вполне. В каких-то случаях бывает, что родители на словах декларируют одну модель воспитания, а на деле реализуют другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.

Часть моделей можно отнести к проблемным, часть - к спорным, часть - к удачным. Перечислим и откомментируем основные модели:

Правила движения

В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать... Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения - мертвы. Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: "Драться нехорошо", "Врать плохо", "Вещи нужно класть на место", но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: "Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?". К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка... Итого, если модель "Правила движения" оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная.

Сад-огород

Модель "сад-огород" имеет две разновидности - позитивную и негативную. Негативная основана на вере, что с ребенком можно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет "по ложному пути". "Пороки, - писал он, - искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств". Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.. С другой стороны, в позитивной разновидности модель "сад-огород" говорит о том, что хороший садовник должен понять природу цветка, куста или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его природой. Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком подходе воспитательные результаты лучше, однако сама метафора семечка, из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной↑</! a>.

Кнут и пряник

Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой - наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, "кнут" разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а "пряник" приучает ребенка без награды доброго не делать... Модель спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дела воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы дрессировки.

Светофор

В этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка - это цвета светофора для родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей, радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал родителям: "Вперед! Все правильно делаешь". Если ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается - это желтый цвет для родителей, цвет-предупреждение: "Внимание, осторожно, кажется что-то не так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!". Если же ребенок в протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:" Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!" Модель спорная. Достоинства этой модели - чуткость к обратной связи, недостатки - легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции...

Педагогическая шизофрения

Модель «Педагогическая шизофрения» - это большое количество как будто строгих запретов, но запретов таких, которые на самом деле можно нарушать. Когда за это будешь наказан - неизвестно.

Мама кричит: "Здесь нельзя бегать, не бегай!", но ребенок после этого продолжает бегать, а мама только вздыхает.

Образно - ребенок в тумане, где его со всех сторон окружают стесняющие вещи и стены, но через которые можно прорываться. Они кажутся, что есть, они пугают - но если протянуть руку или пройти сквозь них - их нет.

Активные и сообразительные дети используют это как поле для маневров и учатся активно хитрить. У менее сообразительных детей - полная дезориентация, что можно и что нельзя, формируется низкая самооценка и воспитывается неуважение к запретам. См.

Железные рукавицы

Ребенка окружает большое количество запретов, ему все нельзя, а за нарушения сразу следует наказание. Из сильного ребенка справедливые родители в такой модели могут воспитать воина - строгого к себе и дисциплинированного. Впрочем, в руках обычных родителей эта модель чаще воспитывает в детях страх и бездеятельность. Нужно учесть, что запреты могут быть не явными, а скрытыми, а наказание - через формирование чувства вины, как в варианте «Пожалуйста, не серди маму». Так или иначе, это модель спорная. В локальных трудных ситуациях она может быть единственно верным решением, как основная модель для нормальной жизни - не рекомендуется. См.

Поле свободы

В этой модели родители избегают искусственных запретов, ребенок воспитывается по принципу "Чем меньше запретов, тем лучше". Понятно, что родители все равно учат ребенка тому, что жизненно необходимо, что сохранит жизнь ребенку и окружающим ("со спичками, ножом и топорами дети не балуются"), однако в идеале все социальные запреты в этой модели должны быть убраны. При этом, в отличие от попустительства, где воспитательные воздействия отсутствуют как таковые, в этой модели воспитательный процесс осуществляется через столкновение ребенка с естественными, природными ограничениями. Более того, эти природные ограничения иногда создаются искусственно, чтобы ребенок умел справляться с жизненными трудностями. Главное в этой модели, чтобы ребенок не почувствовал давления со стороны родителей. Модель имеет свои проблемы и ограничения, однако в умелых руках иногда дает отличные результаты. Смотри Свободное воспитание

Просторный дом

В этой модели родители не боятся ребенку что-то запретить, но стремятся к тому, чтобы запреты были понятными, обоснованными и только самыми необходимыми, вынужденными. Запретов мало, но они четко обозначается и соблюдаются жестко. Нельзя - значит нельзя всегда, однако жесткость запрета реализуется разнообразно, не обязательно только наказаниями, тем более наказаниями скорыми. Соблюдению запрета помогают личный пример, предупреждения, разъяснения, добрые разговоры, формирование тотального общественного мнения: "Вот это точно нельзя". Что-то может быть и прощено, но направление воспитательной политики определенно: то, что нельзя, то нельзя действительно. Как стены в доме. Стена не пускает не потому что она злая, а просто потому что она тут сто! ит. Такой порядок. При этом пространство свободы - большое, стены запретов не душат, есть возможности играть, пробовать, баловаться. "Просторный дом" - достаточно удачная модель воспитания.

Просторный дом с линией развития

Эта модель рождается, когда к модели «Просторный дом» добавляется прием «Короткий поводок». В таких отношениях родители ведут детей по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. Без родительского контроля дети живут и играют в атмосфере свободы, зная редкие, но обязательные запреты, однако родители заботятся о том, чтобы по возможности большее количество времени быть рядом с детьми и вести их по жизни наилучшим образом, воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества. Реализуется установка «Воспитание - это привычно, естественно и скорее приятно». Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.

Модели управления ребенком

В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы "здесь и сейчас". Наиболее распространенные модели управления ребенком - «Пожалуйста, не серди маму», «Посмотри какая птичка!», «Подкуп», «Вознаграждение за успехи» и «Короткий поводок». См.

Ссылка на статью с видео 

Обратная связь

Если вам нужна психологическая консультация, могу рекомендовать коллег-психологов, которые консультируют как лично, так и по скайпу в Центре консультирования и коучинга при Университете практической психологии, тел. (929) 977-79-85, ccupp@ccupp.ru, skype: ccupp.ru. Если вы считаете, что эта рассылка будет интересна кому-то из ваших коллег или друзей, сможет помочь ему в отношениях и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо. Я в твиттере - SyntoneNIK

Профессор Н.И. Козлов

Категория: СТАТЬИ С САЙТА Н.И. КОЗЛОВА | Добавил: mariolla (18.08.2012)
Просмотров: 1755 | Теги: светофор, модели воспитания, кнут и пряник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: