Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему
развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в
отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные
знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические
инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте
Кордовская мечеть (Мескита)была построена во времена правления династии
Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к
династии Альмохадов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К
этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной
кладки, образцом чего является роскошная башня Хиралъда в Севилье.
Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об
утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду
последней в 1492 г.
Безымянные мастера
Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных
христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также
религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и
дереву, мозаичники, художники-орнаменталисты, гончары. Артели мастеров
строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные
для мавританской архитектуры дешевые материалы -кирпич, дерево, стук,
конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные
арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду,
наборные деревянные резные раскрашенные потолки - артесонадо, резной
орнамент из стука и цветные изразцы.
Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко
бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник
синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского,
готического, а позже ренес-сансного искусства.
Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей
климатическим условиям планировкой, приветливым нарядным обликом. В
строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские
мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии,
Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова,
Севилья и многих других.
В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных
потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская
художественная традиция оказала влияние на последующее развитие
искусства Испании и ее заокеанских колоний.
Триумф готики
В северных королевствах полуострова искусство испытывало
французское влияние после того, как христиане вернули себе власть. От
тех времен сохранились великолепные романские церкви вдоль пути к гробу
Св. Иакова и в Каталонии. С XIII в. началось строительство
монументальных готических соборов (Леон, Бургос, Толедо).
В конце XV в. готика нашла свое чисто испанское продолжение в так
называемом исабелино, архитектурном стиле, использующем как готические
элементы, так и мухе-дарскую орнаментику. В живописи кумирами
художников XV и XVI вв. были итальянские и нидерландские мастера.
Глубокой религиозностью и мистической таинственностью проникнуты
картины Франсис-ко Рибальты (1555-1628), Хосе де Риберы (1591-1652) и
др. Домени-ко Теотокопули, уроженец Крита, прозванный Эль Греко
(1541-1614), используя принцип светотени для воплощения своих
одухотворенных и трагичных образов, создал новый и оригинальный
художественный язык.
Архитектор Хосе Чурригера (1665—1725) и два его брата в своих
произведениях достигли апофеоза барочной пышности: богатые орнаменты,
лепнина, позолота декора — этот архитектурный стиль порой
представляется излишне перегруженным. В историю архитектуры он вошел
под названием чурригереско.
«Золотой век»
«Золотым веком» называют эру испанского господства в Старом и
Новом Свете. Золотом и серебром Южной Америки оплачивались не только
войны и бюрократия, но и невероятная роскошь храмов. Филипп II,
непримиримый враг Реформации, приказал построить для себя в центре
Испании, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, монастырь-дворец Эскориал.
Его строгий стиль, созданный архитектором Хуаном де Эррерой, сложился
под влиянием архитектуры итальянского Возрождения и получил название
эрререско. Национальным стилем испанского Возрождения, своего рода
предшественником барокко, стал стиль платереско. Как и серебряные
ювелирные изделия (плата - по-исп. серебро), платереско отличается
обилием тончайших орнаментов, что можно видеть, например, в Саламанке
(фасад университета) и Бургосе (главный - алтарь собора).
«Золотой век» испанской живописи представлен именами Хосе де
Риберы, Франсиско Сурбарана, Бар-толоме Эстебан Мурильо и Диего
Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником
Филиппа IV; его знаменитые картины «Менины», или «Фрейлины», «Сдача
Бреды», «Пряхи» и портреты королевских шутов находятся в мадридском
музее Прадо.
Характерными чертами барокко XVII-XVIII вв. являются украшенные
орнаментом колонны, причудливые лепные украшения, театрально
расставленные статуи (соборы Гранады, Мурсии; дворец
Маркес-де-Дос-Агуас в Валенсии).
От Гойи до Гауди
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в
творчестве Франсиско Гойи, например в его «Расстреле повстанцев в ночь
на 3 мая 1808 года» , а также серии «Бедствия войны» . Вызывающие страх
«черные картины» , созданные незадолго до смерти мастера, - не только
выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического
хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция
обращения к классицизму (напр., в архитектуре - Королевский дворец в
Мадриде) и историзму, связанная прежде всего с застоем культурной
жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль
модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно
встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической
архитектуре выдающийся представитель модерна Антонио Гауди стремился в
своих постройках соответствовать природе и потребностям человека
(например, дом Мила, храм Святого Семейства в Барселоне).
Пикассо и другие
Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в.
считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881-1973). В различные
периоды своего творчества он умел с необыкновенной динамикой и
жизненной силой раскрыть важные для себя темы. Одним из ключевых
произведений гениального художника стала «Герника» (1937), в которой
передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герника,
разрушенного немецкими фашистами. Каталонец X Миро создал на основе
кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов. Сюрреалист
С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один
каталонец, А. Тапиес (род. в 1923 г.), со своими «материальными»
картинами относится к наиболее значительным представителям
абстракционизма.
Уроженец Сан-Себастьяна Э.Чильи-да (род. в 1924 г.) создает
скульптурные фигуры из металла; его скульптура, установленная в Берлине
в 2000 г., символизирует единство Германии. О творческом потенциале
молодого поколения свидетельствуют, в частности, постмодернистские
сооружения архитекторов Рикардо Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы
(Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).
Фламенко и севильяна
Происхождение слова фламенкоточно не установлено и имеет разные
версии; впервые это название в современном музыкальном смысле возникло в
XVIII в. Само же народное искусство фламенко, в котором центральное
место занимает песня (канте), возникло в XV в. в результате слияния
самых различных культур на Иберийском полуострове. Фламенко отражает
влияние арабской музыки, византийских христианских ритуалов, песнопений
иудейской общины и песен цыган.
Появившиеся в Испании в XV в. цыгане оказались теми, кто в первую
очередь хранил и обновлял эту музыкальную традицию. Как всякое народное
искусство, традиция фламенко передается от учителя к ученику и
письменно не фиксируется. Группа самых старых песен, включающих темы
одиночества, вечных потерь, спектр эмоций от экстаза до отчаяния,
называется канте-хондо(глубокая песня) и наиболее тесно связана с
цыганами. Во время исполнения певца подзадоривали быстрым хлопаньем в
ладоши и одобрительными возгласами. Гитара и танец появились позднее, а
пестрые фольклорные наряды в стиле «Кармен» -открытие недавнего
времени. Мала-гуэнья, фанданго, алегрия являют собой вариации строгих
изначальных форм фламенко, как и радостно зазывная севильяна, которую
танцуют даже на дискотеках.
И настоящим исполнением фламенко можно насладиться во время летних
фестивалей канте-хондо: они проходят под открытым небом на городских и
деревенских площадях Андалусии.
Кроме того, в Испании существует около тысячи народных танцев и
песен. Хота, сравнительно простой с точки зрения гармонии напев с
несложными стихами (коплас), распространена в Арагоне, Наварре и
Кастилии. Из Галисии пришла меланхоличная алала, в которой, как принято
считать, выражается извечная тоска по лучшей жизни.
Оптимистичнее звучит муньейра, танец, сопровождаемый галисийскими
волынками - гайтас. Каталонцы встречаются каждое воскресенье на
площадях сел и городов, где становятся в круг и, взявшись за руки,
танцуют сардану — неторопливый танец, ставший символом их общности и
национального единства.
Классическая испанская музыка также нередко черпала вдохновение из
богатства народной музыки. Например, в произведениях Мануэля де Фальи
(1876-1946) национальные элементы нашли новое выразительное
преломление. К наиболее популярным пьесам для соло-гитары с оркестром
относится Аранхуэсский концерт валенсийца Хоакина Род-риго (1901-1999).
Самобытный испанский жанр представляет собой сарсуэла — пьеса с
пением и танцами, напоминающая оперетту или мюзикл. Наивысший расцвет
музыкальный театр, возникший во времена Филиппа IV как придворная
забава, пережил в XIX в., когда зрители толпами спешили в театры, чтобы
посмотреть любимую пьесу. Сегодня тоже есть любители сарсуэлы. В
Мадриде и Севилье эти представления можно увидеть летом на открытых
площадках.
Оживший экран
В кино Испания также имеет давние традиции. Луис Буньюэль
шокировал публику в 1920-е гг. такими сюрреалистическими фильмами, как
«Андалусский пес»; вплоть до 1980-х гг. он продолжал клеймить буржуазное
лицемерие, например в картине «Скромное очарование буржуазии».
Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура («Кармен») и Педро
Альмодовар после смерти Франко представляют новое испанское кино.
Дон Кихот и другие герои
Самым известным литературным свидетельством Реконкисты является
эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (ок. 1140 г.), рассказывающая о
подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от араб,
«сиди») - повелитель. Классики испанского театра, родоначальники
«золотого века» литературы Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла
Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на
русской сцене; Тирсо де Молина запечатлел в литературе образ Дон Жуана.
Таким же бессмертным стал Рыцарь Печального Образа - Дои Кихот
Ламанчский Мигеля де Сервантеса. В конце XIX в. разочаровавшееся в
политике «поколение 98-го» встало перед задачей духовного обновления
Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Район Мария
дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых
авангардистов, вошедших в историю литературы как «поколение 27-го». Ее
самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка;
цикл стихотворений «Цыганские романсеро» и драмы «Иерма» и «Кровавая
свадьба» тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка
был убит около Гранады франкистами.
В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села ( «Улей» ,
1943). Один из самых значительных писателей — Мигель Делибес (роман
«Святые безгрешные» , 1981). Широко популярны сегодня Хавьер Мариас
(род. 1951 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.) - его герой,
частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.
Вероятно, нигде в Европе не отмечают так много праздников и с
таким размахом, как в Испании. Все население села или городского
квартала принимает участие в подготовке и проведении каждой фиесты. Дух
коллективизма всегда на первом плане. Приводимый календарь включает
лишь малую часть празднеств: дополнительную информацию можно получить в
турбюро.
• Карнавал в Кадисе(февраль): шествия и импровизированные
шуточные куплеты про политических деятелей.
• Праздник Фальяс в Валенсии (19 марта): сжигание фальяс -
больших кукол из папье-маше, бой быков.
• Страстная неделя (Семана Сайта): торжественные процессии, в
первую очередь на юге, напр. в Севилье, Малаге, Гранаде, Мурсии.
• Апрельская ярмарка (через 10 дней после Пасхи): весенний
праздник в Севилье; ночь напролет севипьцы танцуют, едят и пьют на
территории ярмарки (около Зкм2).
• «Маврыихристиане»(22-24 апреля): костюмированные парады,
фейерверки и сцены из сражений между маврами и христианами в Алькое
(Валенсия).
• Фиеста Св. Исидро(15 мая):праздник покровителя Мадрида, бой
быков (самая большая коррида сезона), народные гулянья с музыкой и
танцами.
• A. Rapa das Bestas (стрижка животных) (июнь-июль):
разновидность родео-праздника,связанного со стрижкой овец и клеймением
диких лошадей в различных районах Гаписии.
• Ромерия дель Росио (Romeria de El Rocio): шествие паломников
на украшенных лошадях и запряженных быками повозках к Деве Эль-Росио
(Уэльва).
• Ночь Св. Жоана с фейерверком в Каталонии и Валенсии
(июнь):особенно красиво проходит праздник в Аликанте.
• Праздник Сан-Фермин (вторая неделя июля): бег по улице города
впереди диких быков и коррида в Памплоне.
• Мистерия в Эльче (14/15 августа): Вознесение Девы Марии
(Валенсия).
• Ла-Мерсе (24 сентября):праздник в честь покровительницы
Барселоны, во время которого строится «человеческая пирамида» -
кастельс, а также устраивается процессия с громадными фигурами из
папье-маше — гегантс. |